ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Учитель-логопед/дефектолог, руководитель центра ЦИФРА Коробейникова Ирина Алексеевна
В данной статье выделяются основные методы и приемы обучения чтению детей с тяжелыми нарушениями речи, рассказывается о специфике работы с ними, последовательно излагается методы и приёмы работы над слогом, словом, предложением.
Ключевые слова: дети с тяжелыми нарушениями речи, обучение чтению детей с тяжелыми нарушениями речи, звуковой анализ, аналитико-синтетический метод обучения чтению, выделение заданного звука в слове, определение позиции звука в слове, слово, слог, предложение, обучение грамоте, речевая деятельность, процесс чтения.
Чтение - это определенный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Формирование процесса чтения затруднено у детей с тяжелыми нарушениями речи и сопряжено с некоторыми особенностями их развития. Первые слова, простая фраза, появляются к 3-4 годам, а иногда и к 5 годам. В речи у такого ребенка присутствуют аграмматизмы, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти дети в построении собственных высказываний мало используют прилагательные, наречия, фонетическое оформление речи тоже нарушено. У детей с тяжелыми нарушениями речи возникают трудности в овладении звуковым и морфологическим анализом слова. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток и на процесс чтения. Ребенок с речевыми нарушениями испытывает огромные трудности в овладении процессом чтения и автоматически попадает в «группу риска»: он с трудом запоминает буквы, соотносит их со звуками, испытывает трудности слияния букв в прямой и обратный слог, им тяжело передать смысл прочитанного слова или предложения.
Для овладения навыками чтения детьми с тяжелыми речевыми нарушениями важно, прежде всего, проводить подготовительную работу по развитию грамматического строя речи, формированию словарного запаса, развитию фонетико-фонематического восприятия и формированию правильного произношения. Данная работа начинается с младшего дошкольного возраста и проходит на протяжении всего пребывания ребенка в логопедической группе детского сада и осуществляется на занятиях с логопедом и во второй половине дня, совместно с воспитателем группы.
Обучение чтению детей с тяжелыми нарушениями речи, имеет свои особенности и отличия, о которых сказано ниже и, проходят, как правило, на занятиях по обучению грамоте.
В процессе обучению чтению необходимо уделять внимание звуковому составу слова, различению оппозиционных фонем, для этого используются различные виды упражнений, которые способствуют формированию у детей с тяжелыми нарушениями речи, представлений о нем. На занятиях по обучению грамоте вводятся такие термины как звук, буква, слог, слово, предложение. В подготовительной к школе группе дети учатся давать полную характеристику звуков (гласный или согласный, глухой или звонкий, твердый он или мягкий звук). Вводятся задания, которые способствуют формированию языкового анализа и синтеза.
Параллельно ведется работа по отработке звуко-слоговой структуры слова. Основной акцент в занятиях отводится обучению ребенка, выделению заданного звука в слове. В начале работы - это нахождение начала, середины, конца слова. Постепенно задания усложняются. К концу обучения ребенок может определить количество букв в слове, их очередность.
Нельзя забывать о том, что обучение чтению ведется на правильно произносимых звуках в устной речи.
В порядке прохождения звуков и букв есть тоже свои правила: сначала берутся буквы, а, следовательно, и звуки, которые ребенок точно произносит правильно: гласные первого ряда, а также звук И, согласные звуки раннего онтогенеза: м, х, п, к, с, н, в, т.
Важная особенность обучения детей с тяжелыми нарушениями речи - буква называется, как звук. На занятиях по обучению грамоте, ребенку специально не дается название буквы (буква ЭМ - называю буква М). Пройденная согласная буква читается со всеми пройденными гласными первого ряда (например, ма, мо, му, мы, мэ, ам, ом, ум, ым, эм).
Изучение каждой буквы обязательно опирается на осознанное усвоение артикуляции каждого звука. Данное правило способствует профилактики дисграфических и дислексических ошибок в дальнейшем.
Сначала отрабатываются только твердые согласные звуки. Ребенок должен быть готов к восприятию мягкого согласного звука. Различение и понятия твердости-мягкости согласных звуков вводятся в подготовительной к школе группе. Гласные второго ряда даются почти в конце обучения в подготовительной к школе группе. Для начала мягкость согласного звука отрабатывается только с гласной буквой И. Это подготовит ребенка к правильному чтению и пониманию значения мягкости согласного. Как только ребенок научится слышать мягкость согласного звука, обязательно следует дифференцировать с гласным Ы.
Затем ребенка учат различать на слух твердость-мягкость согласного звука в конце слова и в произношении на слух. Например, отрабатываются пары слов: кон-конь, угол-уголь, пыл-пыль и т.д. Обязательно уточняется значение слова, составляются предложения с данными парами слов, проводится звуковой анализ слова, акцентируя внимание на произношение слова. В закреплении материала, проводятся различного рода слуховые диктанты, чтобы закрепить и сформировать данный навык.
Особое место занимает дифференциация звуков, сходных по акустико-артикуляционному сходству (с-ш, п-б, к-х и т.д.). Звуки, сходные по артикуляции, сравниваются детьми. Обращается внимание на сходство и различие в произнесении, уделяется внимание на обозначение звука той или иной буквой.
Темп прохождения букв и звуков более медленный, чем у детей без речевой патологии и зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Словарный материал должен быть знаком воспитанникам, чтобы они понимали значения слов, могли соотносить с явлениями природы и действительности.
Важно выработать у воспитанников правильные приемы чтения. Вырабатывается умение видеть слог целиком: захватывать две, три, четыре буквы одновременно, не рвать слог, а произносить его плавно. Этот навык отрабатывается на специальных слоговых таблицах. Ребенок прочитывает данные таблицы по несколько раз, тем самым автоматизируя технику чтения различных слогов. Сначала отрабатываются слоги прямые и обратные, по мере прохождения букв, вводятся чтение закрытых слогов. Проходимые слоги необходимо включать в состав слова или дополнять до целого слова.
Навык чтения прямых и обратных слогов нужно довести до такого автоматизма, чтобы ребенку было достаточно увидеть стоящие рядом буквы, чтобы сразу перейти к слитному произнесению слога. При этом важно обращать внимание, чтобы процесс чтения был осознанным, ребенку должен быть понятен смысл прочитанного. Для этого, на этапе чтения текстов из нескольких предложений, воспитаннику дается задание сначала прочитать текст, а затем ответить на вопросы по тексту. Для формирования осознанного чтения, текст можно добавлять лишними предложениями, идет работа над деформированным предложением. Параллельно, воспитанники делят слова в тексте на слоги, определяя количество слогов по количеству гласных, учатся ставить ударение, подчеркивается начало и конец предложения, зрительно закрепляя у ребенка умение видеть границы предложения с целью дальнейшего правильного написания. Параллельно ведется словарная работа. Воспитаннику объясняют непонятные слова, ведется работа над семантикой слов, над связью слов в предложении.
Знакомство с новой буквой проводится путем анализа элементов, нахождение сходств и отличий в написании элементов путем сравнения сходных по написанию букв, также дети на занятиях по обучению грамоте, выкладывают слоги и слова из азбуки, пишут и читают полученные слоги и слова.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ребенок с тяжелыми нарушениями речи нуждается в систематической целенаправленной коррекционной работе.
Список литературы
1. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1989
2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 2001
3. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. — М., 2002
4. Жукова Н. С. Формирование устной речи. — М., 1994
5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М.,Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. — М., 1998
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М. Если Ваш ребенок остается в развитии. — М., 2000
7. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1997
8. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 2003
9. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967
10. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. — М., 1994
11. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1994